Для обучающихся

Уважаемые обучающиеся!

Надвигается пора государственной итоговой аттестации (далее ГИА). Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями, зачетами и другими испытаниями вы встречаетесь с первых дней обучения.

Умению сдавать ГИА, как ни странно, никто специально не учит. Вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки к ГИА, позволяют более успешно вести себя во время ГИА, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями и т. п. Формирование подобных навыков будет полезно абсолютно всем.

СОВЕТЫ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ: Подготовка к ГИА

Умению сдавать ГИА, как ни странно, никто специально не учит, вместе с тем, соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки, но и позволяют более успешно вести себя во время ГИА, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п. Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно абсолютно всем.

Основная часть психологической подготовки обучающихся к сдаче ГИА проводится не прямо накануне, а значительно раньше, отрабатываются отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов, при написании контрольных и в других случаях. Отдельные полезные советы можно давать накануне или даже непосредственно перед ГИА.

Обсуждая вопрос о психологическом оснащении процесса сдачи ГИА, следует выделить три основных этапа:

  • подготовка к ГИА - изучение учебного материала;
  • поведение накануне ГИА;
  • поведение во время ГИА.

Подготовка к ГИА.

а) Прежде чем начать подготовку, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах.

б) Приступая к подготовке, полезно составить план. Для начала хорошо определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы, какого предмета. Конечно, хорошо начинать, пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего «не идет». Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и дело пойдет. 

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время перекусить, вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты, немного времени позаниматься тем любимым делом, которое вам приносит удовлетворение и радость и т. п.

Если в какой-то момент подготовки к ГИА вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделите сравнительно легкие темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым. Главное, надо всегда помнить, что  ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых моментах.

Готовясь к ГИА, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как раз и позволяют вам ничего не делать, или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Формируйте в себе эту позитивную установку. Совет может быть таким: Каждое утро, стоя перед зеркалом, говорите себе: «Какой же я умный, обаятельный симпатяга, как я всем нравлюсь». Это нужно делать обязательно каждое утро в течение минимум месяца перед ГИА, чтобы изменить манеру поведения, чтобы привыкнуть к такому отношению к себе.

Во время умственной работы в головной мозг поступает в 8-10 раз больше обычного крови, поэтому правильная поза во время занятий, осанка и хорошее освещение играют очень важную роль. Заблуждением является мысль о том, что крепкий чай и кофе с большим количеством сахара содействуют умственной работе. Лучше при напряженной умственной работе ежедневно выпивать стакан настоя шиповника и томатного сока, а также по 1-2 таблетки витамина С и А ежедневно.

Очень важную роль в подготовке к ГИА играет полноценный сон. Растущему организму надо спать  больше, чем взрослому (не менее 8 часов).

Не ложитесь сразу после еды или занятий. Прогуляйтесь. Не затевайте перед сном серьезные разговоры, выяснение отношений, не поддавайтесь на провокации, отгоните хмурые мысли. Иначе это помешает вам быстро уснуть, или сделает ваш сон беспокойным, тяжелым. «Утро вечера мудренее» – уставшему за день человеку труднее сдержаться. А утром, успокоившись, вряд ли вы захотите поднимать эту тему снова.

Итак, хорошую, качественную подготовку к ГИА вам может в значительной степени обеспечить рациональный режим занятий и отдыха.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

Накануне ГИА.

Оставьте один день перед ГИА на то, чтобы вновь повторить все, пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на ГИА. Каждый раз, запишите план ответа, если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Т.е. приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы действительно становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильней напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Многие думают: для того, чтобы полностью подготовиться к ГИА, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы, бодрости, даже некоторой агрессивности. Ведь ГИА – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять.

Тактика сдачи ГИА.

Как вести себя на ГИА? Вот несколько полезных советов.

  1. Приходите за 10-15 минут до началаРаньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже не надо – по той же причине. Паника других заразительна. Так вот, запомните: если дрожат другие – это хорошо. Это дрожат конкуренты. А у вас нет повода для беспокойства.
  2. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться  с того вопроса, выполнять то задание, которое для вас легче.
  3. Многие считают, что ГИА – самое страшное, что предстоит пережить в жизни. Это не так. Никто не будет вас бить, ругать, есть с маслом. Возьмите себя в руки, успокойтесь. Набросайте план ответа на листочке, а если есть время, запишите ответ целиком. Если члены комиссии устали или рассеяны, они могут пропустить часть ответа. На слова «вы этого не сказали» отвечайте: «у меня записано» и предъявляйте листочек с ответом. Если же во время ответа комиссия потянет у вас из рук листочек, не пугайтесь - он просто упустил нить разговора и хочет свериться с вашей бумажкой, чтобы не перебивать вас.
  4. Сократите работу комиссиОна зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом, вы дадите преподавателю возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда комиссия сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза комиссии. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  5. Отвечая, смотрите на членов комиссииМногие, взяв задание ГИА, тут же принимают позу зародыша и бормочут что-то утробным голосом. Этого делать нельзя: ваш ответ не услышат и не поймут. На ГИА у вас должна быть прямая спина, ясная голова и дружелюбная улыбка на лице. Многим людям не нравится, когда им смотрят в глаза. Смотрите на кончик уха членов комиссии, чуть-чуть мимо глаз, держа его выражение лица под контролем.
  6. Постарайтесь увлечь членов комиссии своим ответом. Если вам не интересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука тоже. Превратите свой ответ в спектакль. ГИА – это театральное представление, это ваш бенефис. Готовьтесь к нему, как актеры к выходу на сцену. Если бы актеры появлялись на сцене так, как появляются в аудитории обучающиеся, их бы дохлыми кошками забросали! Почувствуйте себя актерами! У вас же главная роль, а это так здорово! И помните, что вы умные, красивые, обаятельные и вас все любят.

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: «КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»

  1. Активно работай на занятии: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
  2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
  3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
  4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
  5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
  6. Если то, что проходили на занятии, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующее занятие будет через несколько дней.
  7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
  8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одногруппникам.
  9. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
  10. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому занятию, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
  11. Между занятиями делай перерывы.
  12. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
  13. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
  14. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
  15. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
  16. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
  17. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
  18. При подготовке к занятиям используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на занятии. Чем лучше ты умеешь пользоваться схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
  19. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод "5 П".

 

МЕТОД "5 П"

1 П - Просмотри текст (бегло)

2 П - Придумай к нему вопросы

3 П - Пометь карандашом самые важные места

4 П - Перескажи текст

5 П - Просмотри текст повторно